Rambler's Top100

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

Условия перехода к экономике знания

В изложении картины информационного взрыва и нового экономического порядка промелькнула малозначительная фраза: "при прочих равных условиях".

Скорость, интенсивность развития знания зависит не только от его объема, но и от некоторых условий. Это именно условия, а не ресурсы, так как они не расходуются в процессе производства знания и не испытывают морального и физического старения. Среди множества условий надо выделить несколько основных и исследовать их влияние на параметры процесса.

Состояние общества окажет особое влияние на процессы производства знания и определит основную группу условий. Для перехода на уровень экономики систем, информации и знания, страна должна быть готова к неожиданному повороту событий, к смене ориентиров и критериев, она должна пребывать в поиске, движении. Это условие динамизма. Под динамизмом понимается не просто поступательное развитие, а режим изменений вообще, возможности для значительных экономических преобразований.

Важнейшее из экономических условий - правовая свобода, возможность беспрепятственного развития, отсутствие правовых преград для предпринимательства, поощрение риска и поиска. Экономическая свобода достигается рациональным построением правового пространства.

Производство знания и информации должно стать выгодным для человека, который занят в этом производстве. Методами управления всегда можно создать такие условия, при которых те или иные виды производства станут предпочтительными. Если производство информации становится выгодным, страна получает преимущество в силу естественных рыночных процессов.

Нужны экономические условия, которые облегчают импорт ресурсов для производства знания и информации. Условия для экспортно-импортных операций не должны тормозить развитие производства знания.

В стартовом периоде каждая страна должна самостоятельно создавать базовую информационную продукцию, если она желает участвовать в гонке за лидерство. Нужен опыт в производстве информации и знания, в создании новых прорывных технологий, не только научный, но и экономический опыт.

Страна должна иметь технологические заделы в индустрии знания, научные традиции, школы, иметь базу для шага вперед, кадры, способные реализовать возможности.

В стране должна сложиться такая политическая система, при которой руководство общественными процессами находится в руках образованных, умных и честных политиков.

Разумная цивилизованная политика позволяет реализовать потенциальные возможности страны, превратить возможности в реальность. Политическое состояние общества, рациональная организация власти - вот условие успеха в переходный период.

Культура

Общественная система отлично сбалансирована. Не только экономические и политические условия в развитых, передовых странах постоянно соответствуют требованиям развития, но и социальные условия в них прилажены, приспособлены к этим требованиям, иначе они не оказались бы в числе передовых.

Изменение характера общественного производства влечет за собой изменение требований к социальным условиям и ведет к неизбежным изменениям. Сегодня на первое место по важности среди социальных явлений выходит культура.

Культура как явление общественной жизни должна стать объектом пристального внимания со стороны теоретиков и со стороны действующих политиков и экономистов уже в недалеком будущем. Культура сегодня становится "материальной силой", определяющей возможности развития общества, главным условием становления индустрии знания.

Во второй половине ХХ века политологи стали говорить о "культурном ресурсе" стран, оценивать возможности развития с учетом "фактора культуры". Толчком послужил новый феномен - "японское чудо". Страна, не имеющая ни природных ресурсов, ни капитала, ни опыта промышленного производства, ни научных традиций и национальных достижений становится вдруг одной из ведущих стран мира в области наукоемких технологий. Япония первой из существующих цивилизаций сумела превратить фактор культуры в производительную силу.

Совокупность социальных условий, способствующих или препятствующих развитию страны, можно объединить в понятии социальной культуры. Здесь мы остановимся на роли социальной и интеллектуальной культуры в процессах производства знания.

Социальная культура - то, что предается от поколения к поколению в качестве социального наследия как система правил поведения, как способ обеспечения устойчивости общества и его выживания. Это система ценностей, определяющая степень организации и управляемости социальной системы. Она является основой человеческих отношений, организации общественных групп и общества в целом. Социальная культура обнаруживает специфические различия для групп, классов и слоев общества.

Интеллектуальная культура - результат отбора социально значимых психических свойств человека. Она включает группу таких свойств и понятий, как мировоззрение, образование и воспитание, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, духовные ценности, формы духовного саморазвития общества и человека, проявляющиеся в движении науки, искусства, нравственности. Это фундамент и источник духовной свободы человека, его прогрессивного развития и раскрытия ума. Это то, что эллины называли "пайдейдой" и считали своим главным отличием от "некультурных" варваров.

Интеллектуальная культура является условием творчества, воспитания и обучения. По отношению к знанию, она играет роль средства производства.

Культура создается медленно, по крупицам, осаждается и крепнет веками, подобно каменному углю, несет в себе следы ушедших поколений. Но то, что создается медленно, не может изменяться быстро, поэтому культура тем консервативней, чем она глубже и богаче.

Культура в известной мере определяет формы организации общества и является индикатором его состояния. Каждый период развития человечества может быть соотнесен с определенным типом культуры, различным типам культуры соответствуют свои общественные и производственные отношения. Нация получает преимущества в историческом развитии тогда, когда требования времени находят свое соответствие в национальной культуре.

Динамизм социальной культуры для некоторой страны или общественной группы определяет возможности перестройки и характеристики запаздывания, отставания от требований времени.

Как ни статична, как ни консервативна культура, она не может не развиваться, она меняется, следовательно подвержена воздействию, управлению. Нация тогда достигает высочайшего уровня развития, когда она обретает способность управления культурными процессами. Для этого, в свою очередь, требуется высокая интеллектуальная и социальная культура.

Следующим условием является рациональная и эффективная система образования. Образование эффективным будет тогда, когда оно выгодно для члена общества, но не по форме, не по документу, а по приращению производственных способностей и как источник роста оплаты труда, дохода.

Образование должно как можно скорее стать неограничено доступным, всеобщим, но не принудительным. Для его получения должно быть достаточно желания гражданина. Рост образования выгоден обществу, затраты на его получение окупаются быстро, поэтому конкурсная система не отвечает велению времени. Все четыре стадии образования: начальное, среднее, высшее или научное должны стать абсолютно доступными и бесплатными для всех. Чем больше в обществе образованных людей, тем выше шансы страны в соревновании за место в новом миропорядке. Избыток здесь не равнозначен потерям.

Целесообразно разделить систему образования и получение профессии. Образование должно стать базой профессиональной подготовки. Если профессия инженера, врача, юриста требует высшего образования, кандидаты на получение профессии могут отбираться на конкурсной основе из числа обладающих высшим образованием. Если профессия математика, философа, биолога или физика требует углубленного общенаучного образования - таковы и требования к нему. Общенаучная, мировоззренческая подготовка, научная культура, методология приобретают особое значение.

Государственная поддержка системы образования и системы профессиональной подготовки должна стать приоритетной.

Существенным является условие социальной устойчивости. Без социальной устойчивости общества нет цивилизованности, поскольку отдаленные прогнозы теряют смысл, а производство знания требует именно цивилизованности.

Власть

Условия - это не внешняя реальность, от которой зависит результат с непреложностью судьбы. Условиями можно и нужно управлять. Что для этого надо?

Определить перечень наиболее значимых, "влиятельных" условий, и оценить степень значимости, влияния на результат.

Определить возможность влияния на каждое из них и ту "цену", что надо заплатить для изменения условия на нужную величину в нужном направлении.

Оценить результаты воздействий с учетом их взаимосвязей и совокупных затрат ресурсов.

Построить систему воздействий, наилучшую из возможных по некоторому критерию.

Это задачи власти. Они могут быть решены.

Какая власть нужна для достижения успеха в переходный период? Прежде всего, - это цивилизованная власть.

Слово "цивилизованный" стало журналистским штампом. Оно сопровождается обычно кивками на восток и на запад. Под ним понимают что угодно из того, что есть "у них" и нет "у нас".

На самом деле цивилизация - это всего лишь возможность выстроить поведение на основе долгосрочных интересов, умение заглянуть в будущее.

Земледельческая культура более цивилизована, чем охота или скотоводство. Более того, всякая цивилизация на Земле начиналась с земледелия. Культурная особенность земледелия в том, что человек трудится не ради близкого, а ради дальнего результата. Почва обрабатывается и засевается весной ради урожая осенью. Это суть, характеристическое свойство любой цивилизации. Чем дальше в будущее способен заглянуть народ, тем более он цивилизован. Остальное мишура, несущественные детали или средства достижения цивилизованности. Так считает Бертран Рассел - один из выдающихся умов нашего столетия.

Расхожие представления о том, что есть существенные противоречия между близкими и дальними целями, насущными потребностями и перспективой, безграмотны, они ни на чем не основаны. Наилучшее, эффективное решение сиюминутных проблем возможно лишь под углом завтрашнего дня. Попытки разделаться с текущими проблемами и только потом взяться за решение стратегических задач, говорят о низком профессионализме власти. Ползучая политика ведет к хаотическому поведению, непредсказуемым блужданиям, дерганиям, потере управления, экономическому и социальному краху.

Цивилизованная власть - это власть, способная строить свою деятельность исходя из отдаленных интересов общества.

Задача власти состоит в том, чтобы заглянуть вперед и сделать сегодня выгодными те виды деятельности, которые завтра станут для страны объективно целесообразными.

Сложность управленческих задач нарастает. С ними уже нельзя справляться на уровне здравого смысла, надо искать новые формы и механизмы. Повысить эффективность управления можно на основе использования достижений науки.

Законы, "правила игры", установленные законодательной властью и проводимые правительством, регулируют выгодность или невыгодность той или иной деятельности в стране. В этом и заключается экономическое управление обществом. Власть контролирует различные виды деятельности, наблюдает за их соотношением и взаимосвязью, прогнозирует будущие состояния и на основании информации о текущем и прогнозном состоянии корректирует правила игры таким образом, чтобы превалировали те процессы, которые целесообразны с точки зрения общества, общественной динамики.

Страны, в которых установилась цивилизованная власть, в борьбе за место в мировой иерархии, получат преимущество на старте.

Преимущество получат страны, в которых консервативная политика уступит место реформаторской. Несмотря на заметные успехи консерваторов в предшествующие десятилетия, они не имеют перспективы в будущем. Переломная эпоха несовместима с консервативным управлением. Отсюда следует, что в выигрыше будет страна, в которой к власти придут общественные группы, заинтересованые в цивилизованной реформаторской политике.

Еще вчера экономические преимущества получали страны, власть в которых принадлежит крупному капиталу. Это имеет свое объяснение. В условиях индустриально-технологического производства интересы крупного капитала наилучшим образом соответствуют интересам общественного развития, поскольку общественный прогресс в этом периоде выступает как прогресс индустриальный.

Переход к производству информации и знания приводит к общественным сдвигам. В этих условиях общественная группа, интересы которой наилучшим образом отвечают интересам всего общества, его развития, становится группа производителей знания, носителей интеллектуального богатства. Именно она, рано или поздно, должна прийти к власти в передовых странах. Те страны, в которых раньше, чем в других, произойдет такой переход, получат возможность целесообразного реформаторства, ускоренной перестройки своей экономики.

Далее идет условие управления экономикой и социальными процессами. Управление должно быть эффективным и устойчивым. Эффективное управление - это такое управление, при котором результат соответствует поставленной цели, получается то, что намечено, а не нечто иное, неожиданное. Если "хотели как лучше, а получилось как всегда", - управление неэффективное. Устойчивость управления - характеристика его защищенности от воздействия нежелательных, неожиданных и случайных факторов. Если зима каждый год "приходит неожиданно" и путает карты, - управление неустойчиво.

Так мы приходим к выводу, что политические факторы в переломные моменты истории являются решающими.

Перспективы

Рассмотрим перспективы развитых стран в предстоящей гонке на выживание. Это не прогноз результатов. Предугадать, как поведут себя народы и правительства в новой ситуации, практически невозможно. Это только оценки преимуществ и отягчающих факторов, которые должны или могут сказаться.

Начнем с Соединенных Штатов Америки. США сегодня лидер и безусловный фаворит. Единственная сверхдержава конца ХХ века. Главный фактор, дающий этой стране шансы на победу, - экономическое могущество.

США мировой лидер производства фундаментального знания. Более половины лауреатов Нобелевской премии последних лет - либо американцы, либо ученые, работающие в США.

США первыми начали рассматривать фундаментальное знание как товар. Около половины работ в фундаментальных областях знания сегодня в США производится в частных институтах или лабораториях, принадлежащих крупным корпорациям. В их недрах родилось отношение к знанию как к главной коммерческой тайне корпорации. Инвестиции США в производство знания превосходят совокупные инвестиции остального мира.

США также лидер в информационной индустрии. Более двух третей мирового рынка компьютеров и программ принадлежит им.

Не вызывает сомнения первенство США в развитии теории систем, системотехники, теории оптимизации, теории принятия решений, имитационном моделировании, в инженерных прикладных дисциплинах системного характера, разработке программных комплексов и др.

В США распространено убеждение в том, что их страна для всего мира, во всех областях жизни является непревзойденным образцом. Здесь сильны традиции лидерства. Прогуляйтесь по системе Интернет. Вы узнаете, что в США нет сомнения в том, что в эпоху производства знания их страна вступает раньше других, что догнать США реально уже никто не сможет, что до абсолютного мирового господства, господства на многие века, осталось два-три десятилетия. Американцы даже не скрывают своей убежденности в скором превращении в "расу господ".

Кажется, что ничто не может США помешать занять трон в будущем мировом порядке. Однако есть на горизонте скромные облачка, которые могут превратиться в грозовые тучи.

Недооценка возможностей других стран, уверенность в превосходстве, ощущение того, что дело сделано, что никакая конкуренция Америке не грозит, не способствует концентрации сил на главном направлении. Америку не подстегивает чувство опасности и традиционный для нее азарт состязания.

Консерватизм в политике и экономике характерен для всех благополучных стран. Успехи порождают в стране ощущение, что принятая стратегия единственно верная. Отсюда успокоение, неверие в необходимость изменений.

Некоторые свойства современного американского общества не вписываются в общую траекторию, не содействуют успеху.

Для американца богатство, успех, счастье - синонимы, деньги - мера всех вещей. В начале века эта идеология вела страну к процветанию, экономическому динамизму, но сегодня грозит стать тормозом развития. Заставить людей, обладающих знанием, работать на себя - великая американская парадигма. Это ошибка, заблуждение. Знание одного человека не может быть ни отнято, ни куплено другим.

Идеология кошелька может сыграть с Америкой грустную шутку, привести к потере и лидерства, и кошелька. Власть знания непременно придет на смену власти капитала, а это плохо совмещается с идеологией американского прагматизма.

Американская культура основана на культе силы, насилия, индивидуализма. Даже традиционное для американцев уважение к закону происходит из уважения к силе. Государство - сила, значит его надо уважать. Американец лучше всех и он всегда прав, потому-что он сильнее всех.

Америка страна молодая, в ней нет европейских глубоких культурных традиций. Пренебрежение к европейской культуре здесь даже не скрывается.

Возьмите американское образование. Когда впервые берешь в руки американский учебник по техническим дисциплинам, тебя поражает обилие тонких, глубоких деталей и полное отсутствие общенаучных, общетеоретических сведений. Здесь инженер не воспитывается, а натаскивается. Он должен знать методы и факты, от него не требуют понимания, осмысления. Америке нужно образование лишь утилитарно-прагматического характера. Недооценка фундаментального образования и базовых теорий проявляется уже в том, что в США заработная плата инженера в среднем в два раза превышает заработную плату математика.

Итак, несмотря на явное лидерство в соревновании, США не имеет глубоких долгосрочных преимуществ. Ее преимущества  - преимущества спринтера, а не стайера. Если переход к новой экономике затянется, лидерство США окажется под вопросом.

Второй "кандидат в чемпионы" - это Япония. Уязвимость Японии в том, что здесь нет глубоких многовековых научных традиций. Фактически вся фундаментальная наука в этой стране сложилась лишь в средине ХХ столетия.

Япония получила реальную возможность обеспечить быстрый рост национального продукта, возможность войти в число самых передовых стран, не имея ни мощной индустриальной базы, ни богатых природных ресурсов. Уловив специфику современной стадии развития человечества, ощутив надвигающийся переход от материального производства к производству знания, Япония сделала ставку на свое главное достояние: культуру народа. В Японии всеобщая грамотность существует на протяжении трех столетий, развиты духовность, эстетизм, столетиями ценятся принципы морали и справедливости.

Особенности национального характера и идеологии Японии уходят корнями в специфический островной феодализм. Когда-то для выживания была необходима клановость, консолидация групп общества, традиции верности и чести, обособленность "семей" от соседей. Отсюда, кстати, и традиции обособления Японии от остального мира, замкнутости японского общества, недоверие ко всему иностранному, специфический японский патриотизм.

Японское трудолюбие, воспитанное многовековой борьбой за выживание, точность и аккуратность в выполнении всего, что поручено, что требуется от японца, добровольное строгое самоограничение - вот основные черты японского характера. В эпоху индустриального производства это достоинства, важные преимущества, но в эпоху производства знания требуются иные качества, иные черты характера.

Ставка Японии на наукоемкие технологии базируется на той форме обмена продуктами знания, что сложилась к середине двадцатого столетия. Японцы преуспели в технологии отбора, поиска знания, в преобразовании знания в производительную силу, но не в производстве знания как такового. Это лишает Японию серьезных шансов в будущем столетии. Все зависит от того, сумеет ли эта страна быстро перейти от преобразования знания к его производству.

Страны Европы безусловно входят в число фаворитов в предстоящей гонке за лидерство. Здесь сосредоточены глубокие культурные и интеллектуальные традиции, здесь закладывались основы науки, здесь зарождалось современное знание. Но этого мало для претензий на мировое господство. Достижения Египта, Вавилонии, эллинов и Древнего Рима мало что могут дать их потомкам. Былые заслуги не идут в счет. Все, на что может надеяться Европа - это новое возрождение.

Социальная и экономическая организация стран Европы по своим параметрам более устойчива и консервативна, чем стран Азии и Америки, но Европа ушла дальше и имеет фору на старте состязания.

Возможности Китая, Индии, а также развивающихся стран Латинской Америки, Юго-восточной Азии, Ближнего Востока и Африки здесь не рассматриваются, хотя эти страны могут вдруг преподнести сюрприз и их нельзя сбрасывать со счетов.