Rambler's Top100

ОБЩЕСТВО

Небольшое отступление

Наступает ответственный момент. Теперь от анализа надо переходить к изложению конструктивных мер. Надо обосновать тезис: глобальные интересы России сегодня концентрируются на проблеме власти. Все зависит от того, какая общественная группа придет к власти и насколько устойчивой эта власть окажется. Это непросто по многим причинам.

До сих пор удавалось благополучно пройти все рифы, не прибегая к малораспространенным специфическим понятиям и не вторгаясь в сферы обществоведения, но на этом месте придется остановиться, определиться с некоторыми понятиями, чтобы не натолкнуться дальше на стену непонимания и отчуждения.

Арсенал расхожих политических штампов, все эти "вершины науки", "рычаги управления" и "приводные ремни", "неустанные заботы" о "простом человеке", "общественный интерес" или "светлое будущее" - все эти пустоты и догмы надолго отбили у людей желание разбираться в сути общественных теорий, а само теоретизирование стало восприниматься как шарлатанство.

А между тем, наука об обществе действительно существует и развивается. Эта строгая и точная математизированная наука не уступает в силе и доказательности механике или другим "точным" наукам. Она вышла из пеленок, вырастает из коротких детских штанишек, начинает работать.

Нет, мы не будем вторгаться в головоломную сложность теории систем и обществоведческих моделей, но тем читателям, которыене привыкли к формальным построениям точных наук, придется приподняться над житейским здравым смыслом, встать "на цыпочки".

Из сложного клубка человеческих отношений, формирующих экономическое, социальное и политическое поведение человека, мы выберем и рассмотрим только стороны, которые определяют общественную динамику, общественный прогресс, а также место социальных групп и власти в этой динамике. Мы определим перспективные направления общественного развития и те силы, которые способны стать во главе этого процесса.

В результате анализа мы должны получить ответ на вечный вопрос российской интеллигенции: "что делать?" и обосновать необходимость изменений власти и организации общества.

Надо понять, что российское общество тяжело больно. После этого можно поставить диагноз и наметить лечение.

Интерес

Личный интерес является источником общественной энергии и движущей силой развития общества. Понятие занимает такое же место в общественной динамике, как гравитационные силы в динамике небесных тел.

Мозг человека строит модель действительности, а также ее прогноз на некоторый временной интервал. Затем происходит сравнение оценок текущего и прогнозного состояния и оценок затрат (в широком смысле), необходимых для перехода к новому состоянию. Это не только ценностные затраты, но и "трудности и сложности", психологические приобретения и потери, риски и многое другое. Разность оценок характеризует напряженность интереса, а величина затрат - характеристика сопротивления среды. Из соотношения оценок и затрат определяется интерес, который характеризуется направлением и величиной (модулем).

Для каждого отдельного человека общество и остальная часть природы представляют внешнюю среду. Эта среда меняет оценки состояний и затраты, следовательно, меняет интересы и деятельности. В зависимости от состояния и динамики среды для человека выгодно то или другое. Воздействие на человека среды меняет целесообразность вариантов его поведения, что и воспринимается как воздействие общественного интереса.

Действия других людей могут либо помогать реализации личного интереса человека, либо мешать этому. Человек может реализовать свой интерес с меньшими затратами, легче, если будет действовать совместно с другими людьми, точнее, с частью других людей. Ему выгодно такое взаимодействие. Оно может оказаться выгодным и для других. В результате такого взаимодействия возникает некоторая "сила", которую следует назвать групповым интересом.

Множество людей, для которых выгодно такое групповое взаимодействие, представляет собой общественную (социальную, экономическую или политическую) группу. Группа устойчива лишь тогда, когда каждому ее члену выгоднее войти в группу, чем выйти из нее и перейти в другую. Кроме таких притяжений можно наблюдать отталкивание. Люди, интересы которых скорее не совпадают, чем "притягиваются", расходятся по разным группам. Возникает групповой антагонизм.

Реально не существует ни общественного, ни группового интереса, поскольку нет носителя, нет "головы", в которой этот интерес находится. Интересы общества и группы не более чем модификации личных интересов людей через процессы их взаимодействий.

Один и тот же человек реально входит в сотни различных групп, даже не подозревая об этом. Просто его деятельности и поведение соответствуют такой структуре в силу воспитания, обычая и права. Если меняются отношения в одной из таких групп, меняется поведение входящих в нее людей, а в силу этого меняются отношения и в других группах, в которые эти люди входят. Так проявляется взаимодействие групп, возникают общественные процессы.

Общественные группы

Мы привыкли к понятию класса, долгое время оно казалось достаточным и объясняло многое, а туда, где не объясняло, мы и не лезли. Между тем, попытка структурировать общество лишь на основе понятия класса (классовый подход) бесперспективна и примитивна. Это попытка измерять "кирпичи", из которых состоит общество только по "длине", игнорируя их "ширину" и "высоту".

Для описания общественных групп полезно ввести систему координат, образующих формальное общественное пространство.

Класс определяет общую характеристику отношения людей к процессу создания стоимости, он делит людей по их месту в производстве всего того, что имеет ценность для других и за что они согласны платить. Это координата пространства.

Слой - это характеристика дохода, получаемого человеком независимо от его источника, объем права на получение части общих ресурсов общества. Это тоже координата.

Рассмотрим несколько примеров. Вот американский фермер. Мы не обращаемся к российской действительности, поскольку у нас все в движении, все не устоялось, наши общественные структуры расплывчаты и текучи. Итак, американский фермер. Он имеет ферму ценой от одного до десяти миллионов долларов, имеет наемных рабочих, значит он капиталист. Львиная доля труда на ферме - это труд фермера и его семьи. Кроме того, наемный труд он применяет в виде сезонных работ. Фактически он наемный рабочий у самого себя. Доход фермера, идущий на его потребление в среднем по стране в полтора раза ниже, чем заработная плата его рабочих.

Фермер работает больше и качественнее чем "батрак", но получает за свой труд меньше. Ферма - это богатство, но силы нашего капиталиста уходят на борьбу за выживание, на уход от разорения, от банкротства. Здесь собственность не источник дохода, а гири, не позволяющие выбраться из трудностей.

С позиции чисто классового подхода он капиталист, он эксплуататор, но, без сомнения, его интересы расходятся с интересами банкира или хозяина крупной фирмы больше, чем с интересами своего наемного рабочего.

В аналогичном положении будет и французский торговец из предместья. Маленький магазин и склад на первом этаже дома, квартира на втором этаже - вот и все его богатство. А дальше труд всей семьи от зари до зари. И никакого просвета.

А вот другой полюс. Менеджер банка или крупной фирмы. Это наемный служащий, но его заработная плата составляет около миллиона долларов в год. К какому классу его отнести?

В какой степени совпадают его интересы с интересами рабочего на конвейере автозавода или служащего конторы?

Рассмотрим "плоскость" общественного пространства. По горизонтали расположим признаки класса, а по вертикали - слоя. Людей обозначим на плоскости в виде точек. Эти точки заполнят плоскость где гуще, где реже. Те сгущения, которые мы видим, - это центры разных социальных групп, а остальная часть плоскости тяготеет к разным центрам в той или иной степени. Группы характеризуются своими общими интересами.

Если принадлежность к группе помогает человеку в реализации своих интересов, группа становится устойчивой. Такая группа может быть выделена и обозначена. Естественно, ее границы расплывчаты, люди переходят из группы в группу, даже могут примкнуть к той, координаты центра которой не соответствуют их положению, но в общем группа сохраняется на протяжении длительного времени.

Группа может быть структурирована, в ней можно выделить группы (подгруппы) более низкого ранга. Несколько близких групп могут составлять новую группу (надгруппу). Рассмотрим некоторые из общественных групп и определим их место, роль в структуре и политическом движении общества.

Начнем с группы капитала. Это группа предпринимателей и инвесторов. В нее входят люди, которые используют капитал в производстве, и те, что вкладывают деньги в производство прямо или косвенно. Прямо - это значит имеют акции или иные титулы собственности, косвенно - имеют накопления в банке, которые банк использует для инвестиций, имеют облигации или ценные бумаги, дающие фиксированный доход.

Рассмотрим координаты этой группы. Начнем с координаты слоя. Люди, входящие в эту группу, имеют доход, превышающий их текущие расходы, достаточный для создания сбережений.

Классовые признаки этой группы сводятся к тому, что они имеют собственность которая служит источником дохода. Это группа собственников. Рассмотрим основные подгруппы, которые входят в группу капитала.

Группа финансового капитала. Группа с высоким доходом. Источником дохода для нее является самовозрастающий капитал. Экономические интересы этой группы сводятся к росту прибыли. Она заинтересована в увеличении богатства общества, но, в первую очередь, того, кто пользуется рынком капитала: высших слоев общества. Это политически консервативная группа. Из реформаторских целей она поддерживает те, которые ведут к становлению единого всемирного рынка капитала.

Группа производящего капитала. Люди, которые занимаются различным предпринимательством, в основном не вкладывают, а привлекают деньги. Это потребители инвестиций. Это группа с более широким диапазоном дохода и с спектром интересов, она не так консолидирована. Она прогрессивна в той мере, в какой прогресс связан с ростом текущей прибыли.

Рантье. Члены этой группы живут на ренту или банковский процент на капитал. Их интересы примыкают к интересам группы финансового капитала, но лежат особняком. Факторы спроса на капитал - вот круг их интересов.

Группа средних инвесторов. Многочисленная группа из разных слоев и классов. Критериальный признак состоит в том, что доход от инвестиций является лишь частью общего дохода. Другую часть может дать наемный труд или труд в качестве предпринимателя. Социальные и политические интересы этой группы не стабильны, интересы не цивилизованы.

Далее идет группа мелких "пылевых" инвесторов. Здесь инвестиции составляют ничтожную часть дохода. Облигации или акции "на всякий случай", накопления на покупку квартиры или мебели, накопления на свадьбу и сбережения на похороны - вот и все их участие в инвестиционном процессе. Интересы этой этой категории людей совпадают с основной группой капитала только частично.

В индустриальную эпоху, в эпоху изделий и технологий, капитал был основной движущей силой общества, активной силой экономического и социального развития. Почему? Потому, что он был основным лимитирующим ресурсом. Развитие общества шло со скоростью возрастания капитала и по мере его возрастания.

Экономическая роль группы капитала кроется в факторе основного ресурса. Труд не мог сдерживать экономический рост общества. Если капитал начинал расти с такой скоростью, что сказывался недостаток предложения труда, немедленно вступали в силу компенсационные механизмы, сразу намечалась тенденция перехода к "безлюдным" технологиям, сокращения потребности в труде, привлечения труда из отсталых стран и пр. Если же производство начинало сдерживаться спросом, то вступали в силу механизмы искусственного поддержания спроса: социальные программы государства, программы помощи, потребительский кредит и прочее. Капитал до последних десятилетий находил в себе силы справляться с подобными проблемами.

Но вот возникают проблемы, которые оказались ему "не по зубам". Логика развития, интерес капитала ведет к росту его наукоемкости. Нужен иной труд, труд нового качества в самом индустриальном производстве. Нужно образование, культура, как общая, так и технологическая. Создание производителя требуемого качества ведет к столь масштабной перестройке, к таким затратам на производство производителя, что нынешняя организация общества не позволяет решить эти проблемы. Дело идет к тому, что при массовой безработице производство будет испытывать огромный дефицит интеллектуального труда. Так труд становится критериальным ресурсом, именно он начинает определять рост производства и скорость развития общества.

Экономическая роль группы вчера во многом определяла и ее социальную роль. Принадлежность к этой группе, особенно к ее элитным подгруппам, давала человеку высокий социальный статус и обеспечивала реализацию личных интересов. Эти люди - образец для подражания.

Отсюда и политическая роль. Формально в демократическом обществе богатство не дает политических преимуществ, но на деле реальная принадлежность к группе капитала увеличивает возможность приобрести политическое влияние и власть. Да, деньги увеличивают шансы в политической конкуренции и борьбе за власть, но дело не только в этом.

Деньги дают уважение сограждан, на богатого смотрят как на человека, умеющего принимать правильные решения, отсюда ожидание, что он сможет принимать такие решения в интересах всего общества. И не без основания.

В переходную эпоху положение начинает меняться. Главным ресурсом становится знание, а капитал - подчиненным. В этих условиях параметры развития определяются развитием знания и его основных факторов: ресурсов и условий. Капитал теперь один из таких факторов. Основная парадигма нашей эпохи: деньги могут все - перестает быть верной. Экономическая роль интеллекта растет несопоставимо с другими факторами. Отсюда изменение системы "вечных" ценностей.

Экономика знания приходит в противоречие с интересами группы капитала, сдвигает эти интересы к реакционному крылу, заставляет капитал противиться прогрессу.

На смену приоритета производства средств производства идет приоритет производства производителя. Более того, не за горами становление индустрии производства производителя, а это нечто не укладывающееся в привычные отношения.

Когда предприниматель вкладывает деньги в производство товаров, он знает, что продукция, результат производства - это его собственность. Если же результатом производственного процесса будут производственные способности человека - это нечто иное. Способности - собственность их субъекта. Никто не заинтересован в повышении производственных способностей другого. Инвестор не заинтересован вкладывать средства в процесс, результат которого ему не будет принадлежать. Такое невозможно. Рыночная система заходит в тупик.

Производство производителя не просто ложится на плечи общества, но потребует изменения общества, его структуры и функций. Об этом пойдет речь в другой работе.

Рассмотрим группу труда. Начнем с классовой координаты. В группу войдут те люди, основным источником дохода которых служит личный труд, общественно полезная деятельность.

Группа имеет сложную структуру. По координате слоя она распространяется от верхних, до маргинально низких доходов, приблизительной границей которых может служить прожиточный минимум. По координате класса группа делится на подгруппы предпринимательского и наемного труда.

Предприниматели, входящие в эту группу, характеризуются тем, что они сами трудятся, и этот труд является источником большей части их доходов.

Группа труда представляет собой исполнительный механизм общества. Не в том смысле, что трудящиеся только выполняют приказы, не так примитивно. Дело в том, что решения, которые здесь принимаются, не имеют такого влияния на общественные процессы, как решения в группе капитала.

Сила группы капитала не в политической власти, а во власти собственности, в экономически подчиненной роли группы труда в эпоху индустриального производства. Капитал остается силой и за пределами производства. Он подчиняет себе сферу распределения, а оттуда проникает и в социальную сферу.

Остановимся на группе наемного труда. Подойдем к ней без идеологических штампов большевизма. Согласно вчерашним догмам, эта группа обречена на вечное противостояние группе капитала.

Противостояние труда и капитала - процесс естественный, объективный. Поиск причин этого в эксплуатации и социальной несправедливости поверхностен. Корни противостояния не в этом. Становление капиталистических отношений в феодальных условиях искусственно сдерживалось политическими силами и отжившими отношениями. В результате рост капитала отставал от роста группы наемного труда. Слабость набирающего силу капитала не позволяла привлечь к труду всех, кто оказался вытесненным из своих социальных групп и выброшенным на рынок труда. Рыночный механизм сразу отреагировал на эту ситуацию понижением цены и ухудшением условий труда. Так складывалось обострение противостояния, отсюда "революционная ситуация".

Как только процесс развития капитала стал естественным, наступает период "классового мира". Острое противостояние труда и капитала завершилось в промышленных странах более полувека назад. Набравший силу капитал стал привлекать такие объемы трудовых ресурсов, что в передовых странах пришлось открыть двери для миграции населения из отсталых стран. Это обстоятельство, а совсем не политическая борьба и революции, привело к росту спроса на труд и повышению цены труда.

С ростом капитала возрастает скорость его развития. Он выходит на новый уровень, лимитирующим ресурсом становятся иные факторы, прежде всего, труд. Но далеко не всякий труд.

Сложность производства растет, это вызывает спрос на сложный, качественный наукоемкий труд. Он удовлетворяется не полностью, о чем говорит резкое повышение платы за некоторые виды труда. Растет дифференциация в группе труда, она уже не не занимает нижний уровень, а распространяется на все слои, и доля высокооплачиваемого труда растет. Это начало процесса смены ролей групп труда и капитала, это вступление в эпоху производства знания и информации.

Смена ролей происходит не потому, что какой-то "класс", передовой и сознательный, "берет власть в свои руки" и все меняет, а потому, что исподволь, постепенно меняется весь механизм общественных процессов, меняются свойства продукта производства и характер производства.

Революции и свержения происходят там, где потерявшая свое экономическое и социальное значение общественная группа пытается удержать власть путем насилия. Сегодня ситуация иная. Господство группы капитала не держится на политическом насилии, и механизм демократии достаточен для плавной смены общественных ролей.

Нельзя обойти вниманием такую группу как рабочий класс. Это подгруппа группы наемного труда, занятая в материальном производстве. Создан миф о передовой роли рабочего класса, той подгруппы, которая работает на крупных промышленных предприятиях. Низвержение мифа требует глубокого анализа, содержательной аргументации, точных формулировок. Для этого нужен иной уровень изложения. Здесь же пойдет разговор на уровне интуиции и эмоций.

Итак, тезис о передовой роли рабочего класса.

Марксистское обоснование этого тезиса звучит примерно так. Общественное материальное производство создает ресурсы для существования людей. Это главное, базовое условие. Без физического выживания все остальное теряет смысл и ценность. Передовым может быть только класс, создающий материальные ценности.

Капитал только дает цель производству, организует его, а приводит в движение, превращает в реальность труд. Труд - это функция рабочего класса. Капитал только приказывает, а труд действует.

Цель капитала - получение прибыли. Это ложная цель, она ведет общество в тупик. Истинную цель, обеспечение жизни и развития человечества, капитал ни поставить, ни реализовать не может. Единственный класс, который может повернуть на верный путь - это рабочий класс. Для того, чтобы общество свернуло на верную дорогу, рабочий класс должен взять в свои руки власть и направить человечество по прямому пути.

Из глубин памяти, из уголков души вытащим пару ярких картин.

Довоенные годы. Строим социализм. Пафос освобожденного труда. Баржа у крутого берега волжского города, на берегу гора мешков. С берега на баржу две тропинки из досок: туда и обратно. Упругие дощатые мосты на козлах, по ним круговорот, вереница людей. Бух. Тяжесть на спину. Это два крепких парня бросили очередной мешок. Тяжесть легла удобно. Шаг вперед к спине с мешком, быстрый взгляд на доску под ногой. Еще шаг в едином ритме со всеми. Надо все время видеть спину впереди, но пот мешает. Стук в висках. Затеклась спина. Не отставать. Регулировать скорость шириной шага, не сбиваться с единого ритма. Надо видеть мешок перед собой, идти так, чтобы он не прыгал перед глазами, тогда легче. Шаг. Мыслей нет. Шаг. Оцепенение. Шаг. Нет даже страха сорваться, упасть. Шаг. Ритм качающихся досок и мешок впереди. Еще шаг, так велят доски. Надо чувствовать, ловить этот ритм. Шаг. Брошен мешок впереди. Шаг. Ноги ловят твердь. Теперь наклон, поворот тела влево. Краткое ощущение невесомости. Поворот. Шаг. Тут можно вытереть пот. Вот спина. Надо за ней. Надо качаться в том же ритме, что и она, тогда можно ни о чем не думать, не тратить силы. День ото дня из пелены выступают секреты мастерства: как ступать, как держать спину, как чувствовать доски, как не зацепенеть, не сорваться, как справиться с болью. Снова гора, удар тяжести в спину. Новый круг в белечьем колесе нескончаемого потока. Вдруг, песня. Кто ее слышал хоть раз, оставит ощущение в себе на всю жизнь. Это тихий натужный крик, протяжный стон изнеможения, спазм человеческой боли, страдания и безысходности.

Это пролетариат. Это творец, созидатель. Это его трудом создано чудо: на смену живому конвейеру человеческих тел пришли башни кранов и ручьи транспортеров. Не верите? Вот другая картина.

Гром. Гул. Жар. Копоть. Струи холода, от которых нельзя укрыться. Потолок в поднебесье. Тесный простор цеха. Клещи. Заготовка. Педаль. Грохот. Клещи. Звон детали. Снова клещи и заготовка. Снова педаль. Грохот. Клещи. Звон. Клещи. Весь мир сжат в кругу раскаленных заготовок, зева пресса, радуги злобно остывающих деталей, лижущего жара и пронизывающего холода. Грохот - звон. Грохот - звон. Конец. Тихо. Затекшая усталость.

Собрание. Спецовки. Косынки. Снятые рукавицы. Стойкий запах железа и окалины. Трибуна. Человек. Уверенный, круглый и сытый. Чистый костюм. Бойкая речь. Поздравления с успехами в самоотверженном труде. Грамота. Улыбки. Аплодисменты. Еще грамота, еще аплодисменты. У начальства свой пресс, свои клещи, педали и заготовки.

Какой аморальный человек придумал, что пролетариат - это звучит гордо, это честь и слава, это хозяин нового мира и творец истории? Труд промышленного рабочего - это животный труд, а вся история индустриального развития - стыд и боль человечества. Какой может быть прогресс, пока существует этот убивающий и коверкающий физический и механический труд? Прогресс можно измерить степенью освобождения человечества от того труда, который воплощает пролетариат, и долей самого пролетариата в обществе.

Пролетариат не гегемон и не демиург, это рудиментарная отживающая общественная группа, у нее нет будущего, а потому это реакционная группа, тормоз общественного развития.

Ремесленник, кустарь - это синтез труда и вдохновения, технологии и искусства. Уже первые мануфактуры нарушили этот синтез, разорвали его, породили ужас механического труда и круговерть людей, гонимых и организованных голодом.

Индустриальная эпоха дала толчок невиданному ускорению прогресса, но роль пролетариата здесь невелика. Пролетариат пассивен и подневолен в своей сути.

Индустриальная эпоха еще не исчерпала свой потенциал. Во времена расцвета рабства рабы бунтовали, но не против рабства: каждый раб хотел стать рабовладельцем. И рабочий сегодня тоже хочет стать капиталистом, а это уже приговор теориям, проповедующим скорый конец капитала и наступление эры пролетариата. Господство капитала продолжается. Кроме того, пролетариат - это не та общественная группа, которой принадлежит будущее.

Возьмем индустриальное предприятие. Если убрать того, кто управляет, дать рабочим возможность делать это "самим", потребуется больше рабочих, упадет объем, снизится качество выпускаемой продукции, возрастут брак и другие потери. Это и есть "стоимость" управленческого труда. Если подниматься вверх по этажам управления, обнаружится, что с каждым этажом ценность управления возрастает.

Представим на минуту, что появилось общество, в котором нет других групп, кроме обладателей "мозолистых" рук. Через два-три поколения это общество вернется в пещеры к кострам и каменным топорам. Такое общество может лишь деградировать.

Большевики оказались вынуждены, наперекор собственным догмам, создать группу управляющих, поставить ее над рабочим и крестьянином, организовать производство.

Стремление уничтожить "лишние" "классы", обернулось на деле появлением страшного "класса" партийной номенклатуры.

Мы и сегодня несем в себе заразу большевизма, все еще продолжаем упорствовать в своих ошибках. Например, власти и сегодня занимаются "сокращением" управленческого аппарата,

Тогда как совершенно ясно, что затраты на управление надо не сокращать, а оптимизировать. Если рост этих затрат ведет к снижению совокупных потерь и затрат в других деятельностях в большем объеме, чем приращение затрат в управлении, затраты на управление необходимо увеличивать. Кто из руководителей государства сегодня понимает эту простую истину?

Развитие науки, появление и становление теории систем и новых математических дисциплин позволяет по другому ставить и решать подобные вопросы. Сегодня можно использовать методы точного знания там, где вчера нельзя было не только получить решение, но и правильно поставить задачу.

В обществе нет "важных" или "лишних" процессов, нет и тех групп, которые "мешают". Любой процесс и любая группа имеют свой смысл и свое значение. Здесь все необходимо.

Постулат о приоритете, исключительной роли в обществе материального производства тоже оказался фикцией. Оно просто невозможно без остальных деятельностей и процессов. Мозг не менее нужен, чем руки или желудок.

Говорить о "производящих" или "потребляющих" отраслях также не имеет смысла. Это безграмотное положение. Работа, деятельность, за результат которой согласны платить, так же нужна, как и материальное производство. Впрочем, об этом разговор в другом месте.

Введем в общественное пространство новую координату, она будет характеризовать отношение к культуре в широком смысле (культура, искусство, образование, наука и пр). Это позволит в группе труда выделить подгруппу, которая занята интеллектуальным трудом, трудом по производству информации и знания, а также ресурсов для этого производства.

Знание, вступая в новый этап, круто меняет организацию общества. Структура и функции знания на некоторой стадии развития всегда соответствуют структуре и функциям общества. Это прогресс знания тянет за собой и прогресс технологий, и общественный прогресс.

Архимедов винт, шнековый механизм древних - это высокая технология эпохи рычага. И в Древнем Египте были свои взлеты инженерной мысли, и в науке Древнего Средиземноморья была своя "теория относительности". Разве не чудо тот факт, что за триста лет до новой эры люди сумели с высокой точностью определить радиус Земли? Знание, философия, мировоззрение древних и их общественная организация тонко подогнаны друг к другу.

На смену примитивной, но великой науке древних пришла наша наука и техника, а на смену их совершенной арифметике и геометрии - интегро-дифференциальное исчисление и теория функций. Движение продолжается. Новое мировоззрение будет так же отличаться от наших представлений, как философия и наука нашего тысячелетия от философии и науки древних.

"Индустриальная" наука бедна и слаба, по сравнению с наукой следующего тысячелетия. Она, как и "наука рычага" в древности, представляет собой этап, соответствующий нашей организации, технологиям, общественным отношениям.

Время грохочущих и дымящих чудовищ проходит, им нет места в эволюции производства. На смену технологиям металла, энергетике газа и нефти, идиотизму механического труда идут биотехнологии, наукоемкие технологии производства "умных" машин и искусственных существ. Теория систем приходит на смену физики уходящего тысячелетия. Математика процессов, математика систем приходит на место классической математики.

Новое знание требует новой организации. Но этого мало, для прогресса необходимо согласованное изменение культуры, знания, технологий, организации производства и общества.

Общественная группа носителей и производителей знания не может быть организована по подобию сегодняшних социальных групп. Следует обозначить основные прогрессивные свойства такой организации.

Экономические свойства. Идеал "индустриальной" эпохи: каждому по труду. Человек результатами своего прошлого труда должен доказать право на получение жизненных благ. Это для нашего мировоззрения справедливо и рационально.

В эпоху знания прогрессивным является иной принцип. Не заслуги, а возможности должны лечь в основание решений по распределению. Если человек, обладая некоторыми ресурсами, способен сделать больше, чем любой другой, обществу выгодно предоставить эти ресурсы именно ему. Такой принцип ускоряет развитие общества, дает ему преимущества.

Социальные свойства. Сегодня социальные группы замкнуты и устойчивы. Для перехода из группы труда в группу капитала мало желания. Здесь расставлены экономические и социальные барьеры. Эти барьеры должны быть сняты, путь в сферу знания должен стать свободным и доступным для всех, кто в состоянии выдержать конкуренцию.

Политические свойства. Поскольку производство знания становится основой любого производства, не должно оставаться препятствий для его развития. Политическая структура нового общества должна соответствовать новым реалиям, обеспечить простор для движения знания. Отсюда следует: для обеспечения поступательного развития общества политическая власть должна принадлежать производителям знания.

Общественная группа производителей знания сегодня на стадии становления, она еще не осознала себя и не заявила о себе, общество не ощущает ее экономической силы и передовой роли, но в скором времени она заставит считаться с собой и уважать себя. Такова логика истории.

Общественные группы переходного периода

Введем в общественное пространство новую координату: отношение к власти. Это позволит выделить такую общественную группу, как чиновничество. О ней надо говорит особо. Она в тени, но она сила и ужас современности. Нельзя понять того, что происходит в стране, пока не разберешься с подноготной чиновничества.

Чиновник обслуживает власть. Не носителей власти (это делают другие), а функции власти, процесс ее осуществления.

Функции чиновника строго определены. Сбор, обработка (подготовка) и передача информации для принятия решений, их исполнение, контроль за результатами управления, обеспечение других функций власти.

Чиновничество - это профессия. Смена власти обычно не затрагивает чиновника. Он при власти, но не во власти. Он не руководитель, не субъект власти по существу. Если чиновник приходит во власть, он уже не чиновник. Так в большинстве стран, так должно быть по определению. Встречается и такой общественный строй, при котором власть отдается чиновнику, но об этом речь пойдет в следующем разделе.

Эта отдаленность, дистанциирование чиновника от власти и превращает чиновничество в общественную группу.

Экономическая роль чиновничества появляется лишь тогда, когда он имеет возможность принятия или толкования решений, получает часть властных функций. Социальная роль, социальный статус чиновничества также зависят от степени его реальной власти. Интерес чиновника в приобретении и удержании как можно большей доли власти. Только тогда его работа может стать средством обогащения, средством реализации личного имущественного интереса.

Одной из обширных социальных групп являются пауперы [лат.< pauper бедный]. Эта группа характеризуется тем, что доход людей, входящих в нее ниже прожиточного минимума. Это люди наемного труда с низкой заработной платой, безработные, люди без определенных занятий и пр. Критериальный признак лежит на координате слоя, но другие координаты позволяют разбить эту группу на многочисленные подгруппы.

Группа текучая. В нее поступают люди из экономически активных групп, которые затем возвращаются в свои группы, либо пополняют группы люмпенов и преступников. Экономическая роль группы невелика, но если она становится многочисленной, она оказывает значимое влияние на социальные и политические процессы. Интересы группы неустойчивы, она консолидирована слабо.

Важную роль в обществе играет группа паразитов [< гр. parasitos нахлебник]. Здесь слово не имеет обычного бытового ругательного смысла. Это строгий научный термин, восходящий к Аристотелю и более древним философам. Термин "паразит" в Греции означал человека, живущего за счет труда и дохода другого (приживальцы в семьях Древней Греции). Этому термину две с половиной тысячи лет, а вульгарный ругательный смысл он приобрел около века назад. В современном обществоведении и политологии термин "паразиты" обозначает те социальные группы, которые берут от общества больше, чем дают ему.

Жизненная философия паразита "от Ромула до наших дней" - равенство, уравниловка в потреблении за счет общества, в сочетании с отдачей, "кто сколько может", "по способностям". Взять как можно больше, а отдать как можно меньше - это и есть идеал общественного отношения для паразита.

Паразиты - необходимый элемент всякого общества. Они играют и свою полезную роль. Общество, которые развивается не по рациональному пути, должно погибнуть и уступить место лучшему, более целесообразному. Гибель такого общества будет мучительной и долгой, если нет силы, способствующей быстрому разложению. Паразиты - гнилостные микробы человечества, они пожиратели падали. Все общественные структуры, которые зашли в тупик, оказались неспособными к устойчивому существованию, гибли в результате бурного развития паразитизма.

Паразитизм - это классовая характеристика. Паразиты встречаются в разных слоях общества, хотя основная масса этой группы концентрируется вблизи маргинального уровня.

Паразиты, в отличие от маргинальных групп, политически активны и способны оказывать давление на другие общественные группы.

Группа люмпенов [< нем. Lumpen лохмотья]. Сюда входят нищие, мелкие непрофессиональные уголовники, бродяги и пр. Это "деклассированные" элементы. По характеристике слоя эта группа примыкает к пауперам, а по классовой координате к преступникам и паразитам. Политически инертная группа.

Группа криминала заслуживает отдельного рассмотрения. Анализу общественной роли преступности посвящена отдельная работа этой серии.